Словарь болельщика
Взлет – атака первым темпом, рядом со связующим.
Вторая передача – ошибка при передаче сверху.
«Голая» сетка – отсутствие блокирующих действий соперника при нападающем ударе.
Двойная замена – одновременная замена двух игроков.
Доигровка – атака после защитных действий.
Доигровщик – нападающий второго темпа , игрок обладающий стабильным и эффективным приемом подачи и способный результативно атаковать в сложных игровых условиях.
Диагональный – игрок расположенный по диагонали со связующим в первоначальной расстановке команды на площадке. Обычно самый результативный игрок команды, несущий основную нагрузку в атаке.
Задержка мяча – длительное касание игроком мяча.
Зона – атака первым темпом, на расстоянии от связующего.
Зрячий удар – удар после которого мяч попадает в незащищенное место площадки, мимо организованного блока и защитников.
«Итальянская система» - система подсчета очков в зависимости от результата матча (3:0 и 3:1 – три очка, 3:2 – два очка, 2:3 одно очко, 1:3 и 0:3 – ноль очков).
Комбинация – взаимодействие двух и более игроков с целью создания одному из них наиболее благоприятных условий для завершения атаки.
Конфликтная зона – место ровно между принимающими игроками, сильно затрудняет прием.
«Котел» - уязвимое место в середине площадки между 3-ей и 6-ой зонами.
«Либеро» - игрок команды, выполняющий защитные функции и принимающий подачу соперника. Не имеет права блокированть, атаковать, подавать, выполнять верхнюю передачу из зоны нападения.
«Сет-бол» - розыгрыш мяча приводящий к получению очка, которым завершается партия.
«Матч-бол» - розыгрыш мяча приводящий к получению очка, которым завершается игра.
«Морита» (назван по фамилии японского игрока, первым, применившим этот атакующий элемент) - атака, выполненная на ложном замахе, когда нападающий имитирует разбег на взлет и после паузы с места прыгает и атакует по опускающемуся блоку.
«Ноздря в ноздрю» - равная игра очко в очко.
«Обратка» - переход игровой инициативы от одной команды к другой и изменение конечного результата на противоположный начальному (в случае, когда одна команда ведет 2:0 по партиям и проигрывает 2:3).
Один в один (1 в 1) – одиночный результативный блок, принесший очко.
Обратная замена – возвращение на площадку игрока замененного ранее на запасного.
Организованный блок – правильно поставленный групповой (двойной или тройной) плотный блок, закрывающий наиболее вероятное направление удара и создающий максимальные проблемы атакующему игроку.
Отыграться от блока – отправить мяч несильным расчетливым ударом от блока в аут или оставить его в игре на своей площадке для последующей лучше подготовленной атаки.
«Пайп» - скоростная атака с задней линии из 6-ой зоны.
«Парашют» - мяч посланный далеко и высоко в аут после подачи или нападающего удара.
Первый темп, центральный блокирующий – игрок атакующий первым темпом (со скоростным мячом), несущий основную нагрузку при организации блокирования действий соперника.
«Первый темп» – вариант атаки, при котором связующий пасует нападающему, который находится в верхней точке прыжка.
Переходящий мяч – мяч перелетающий на сторону соперника, не высоко над сеткой, удобный для выигрыша очка с первого удара, часто при плохом приеме подачи соперника.
Планер – планирующая подача, при которой мяч летит с относительно небольшой скоростью по непредсказуемой траектории, при этом может изменить направление, даже нырнуть.
Позитивный прием – прием подачи, позволяющий связующему эффективно взаимодействовать в любом направлении с любым нападающим.
«Пятихатка» - матч из пяти партий.
Связка, связующий – диспетчер команды, игрок, основной функцией которого является организация атакующих и контратакующих действий.
Скатил мяч – обманное действие в атаке, выполненное жесткой ладонью.
Скинул мяч – обманное действие в атаке, выполненное пальцами.
Съем, сняться – выиграть очко с приема подачи соперников.
Сэйв – отбитый мяч в защите после мощного атакующего удара.
Тай-брейк – пятая партия в матче.
Тайм-аут – перерыв продолжительностью 30 секунд.
Технический перерыв – перерыв в партии при наборе одной из команд 8 и 16 очков, продолжительностью в одну минуту.
Трос – нападающий удар в верхний урез сетки.
«Углом назад» - командная тактика защиты, при которой игрок шестой зоны оттягивается к лицевой линии - «назад».
«Углом вперед» - . командная тактика защиты, при которой игрок шестой зоны подтягивается для страховки в центр площадки - «вперед».
«Чехол», «зачехлить» - закрыть атаку соперника блоком.
Эйс (от англ. ASE) – очко выигранное непосредственно с подачи (когда мяч попал в площадку или после одного касания ушел в аут).